Тестовый форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Тестовый форум » Читальный зал » Тайные общества


Тайные общества

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

«Вселенский свет»

Нет ничего случайного в мире. И поэтому для действительно мыслящего человека возникновение и действие тайных обществ не являются странными и необъяснимыми явлениями. Это вполне ясный и предвиденный результат определённых причин.
Во все века и во всех государствах существовали места, где кончалось владычество силы, где кумирам не поклонялись, где фетиши были осмеяны. Такими местами оказывались кабинет философа, храм жреца, лаборатория алхимика.
Европейское общество было охвачено могучим стремлением познать тайны духа и физического мира. Преклонение пред ищущим разумом достигло высшего напряжения и разрешилось мистическим порывом, который захватил со страшной силой даже учёных.
Ищущие премудрости обращаются к теософии. Изучается каббала, изощряется аллегорическое толкование символов. Растёт стремление переделывать людей; воспитывать новое нравственное чувство; отыскать точную форму непостижимого Божества. В пылком энтузиазме искатели задавались целью приподнять завесу, скрывающую мировые загадки, уловить тайну жизни, творчества, смерти.
Цель членов тайных обществ — воздвигнуть идеальный храм прогресса, оплодотворить в сердцах прозябающих или порабощённых народов зародыши будущей свободы. Эта цель придаёт тайным обществам некоторое нравственное величие, тогда как без неё борьба низводится на степень мелкой, эгоистической войны партий. Она же и объясняет существование тайных обществ.

«Труден путь добродетели»

Слово free-mason (свободный каменщик) перешло из английского в другие европейские языки уже после того, как оно потеряло и в Англии свой первоначальный смысл.
До последней четверти прошлого века термин "франкмасон" противополагали обыкновенно краткому термину "масон", как обозначающий не каменщиков-рабочих (или оперативных масонов, как говорили в Англии), а каменщиков-мыслителей (спекулятивных масонов), только по имени связавших себя с соответствующим ремесленным цехом. В частности, в них видели то рыцарей Храма, скрывавшихся под маскою франкмасонов после разгрома их ордена Филиппом Красивым, то группу ученых и философов, вступивших в масонский цех, чтобы скрыть от враждебно настроенного к ним правительства свои гуманитарно-филантропические цели.
Связав современное масонство с тамплиерами, его отцы-основатели сумели тем самым придать ему такие привлекательные в глазах европейской аристократии XVIII века черты, как жертвенность, служение истине и рыцарский дух.
Масонские ложи, чтобы действовать беспрепятственно и легально, изначально приняли вид философско-общественных организаций. Масоны содержат некоторые благотворительные учреждения. Параллельно они создают и другие дочерние организации. С одной стороны, они желают произвести на общество впечатление своей благотворительной деятельностью, а с другой — стремятся к контролю над его высшими слоями, откуда они набирают своих членов. Их благотворительные заведения, премии, стипендии и другая общественная деятельность привлекают к себе активных людей с высокими честолюбивыми устремлениям, которые, однако, сами того не понимая, служат только интересам масонства. Чтобы убедить мир в своей значимости и огромном вкладе в нравственное и культурное развитие человечества, масонство заявляет, что его членами были крупные деятели политики, науки и культуры, - делая это практически всегда после их смерти.

«Победа над смертью или победа в смерти»

Кроме тамплиеров, к числу непосредственных предшественников масонства, оказавших на него определенное влияние, относят, обычно, и розенкрейцеров (братья Розового Креста). Розенкрейцеры возводят свою родословную к легендарному немецкому рыцарю Христиану Розенкрейцеру. Считается, что именно от розенкрейцеров унаследовали масоны непреходящий интерес к тайному знанию: магии, древнееврейской кабалистике и средневековой алхимии.
Последней розенкрейцеры уделяли особенно много внимания. Это и не удивительно, поскольку именно алхимики, как тогда казалось, вплотную приблизились к тайне мироздания: получение опытным путем так называемого «семени металлов» или философского камня - вещества, позволяющего превращать неблагородные металлы (железо, медь и прочие) в благородные (золото и серебро) или, если пользоваться терминологией того времени, Большой и Малый магистериумы.
Не менее притягательной для масонов и розенкрейцеров была и «Панацея» - некий раствор из философского камня (золотой напиток) - универсальное средство против всех болезней на свете, в том числе и для омолаживания человека.
Еще одним увлечением «братьев», унаследованным от средневековых алхимиков, стала идея «сотворения мира» в пробирке. Речь идет о так называемом «гомункулусе», или «человеке в колбе», безуспешно выращиваемом ими в тайных подвалах и лабораториях. Характерно, что опыты такого рода сопровождались молитвами и заклинаниями, обращенными к духам и нечистой силе. Надо ли удивляться после этого позиции официальной церкви, справедливо видевшей в розенкрейцерах, а вслед за ними и в масонах еретиков и чернокнижников, каковыми они, в сущности, по правде говоря, и являлись. Однако алхимия и магия были пусть и важной, но все же только одной стороной розенкрейцерства. Другой была их негасимая вера в преобразующую силу знания и стремление к служению человечеству посредством своих научных открытий.

«В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано»

Масонство было создано как определённый механизм управления обществом с помощью некоторых (большей частью тайных) организаций. При всём разнообразии масонских организаций и их кажущейся независимости все масонские организации объединены в единое целое, в единую пирамиду управления.
Нередко XVIII в. называют не только веком Просвещения, но и веком масонства. Начиная с книгоиздательства и заканчивая публичными лекциями в помещениях масонских лож, роль "вольных каменщиков" в распространении знаний была велика. Более того, впоследствии многие известные философы-масоны (Вольтер, О.Г.Р. Мирабо, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро) участвовали в подготовке Великой Французской революции.
Один из основных принципов масонства - это принцип невидимых начальников, которым каждый масон даёт клятву беспрекословного подчинения. То есть масоны любых ступеней никогда полностью не представляют своё место в масонской иерархии. Они знают только то, что внизу и непосредственно высший уровень.
Какие-то из этих организаций могут быть открытыми, какие-то тайными, но реальная деятельность масонов всегда тайная и скрытая и никогда не соответствует их декларациям.
На первых ступенях масонства ничего особо страшного не делается, и масону-новичку все рассказы о масонских преступлениях и масонском сатанизме кажутся сказками. О полной структуре масонской пирамиды масоны внизу не догадываются, и им кажется, что они играют собственную и благородную роль. Благонамеренные представители нижних степеней ищут в масонстве демократии, свободы, равенства и братства и тому подобных химер. Конечно, не следует упрощать ситуацию, она сложнее. Не всё то, что придумано масонами, это обман. В нижние степени масонства попадают и нормальные ничего не подозревающие люди, которые стремятся реализовать свои идеи. Хорошая идея прав человека придумана масонами, но от этого она не становится плохой. Но по мере подъёма по масонским ступеням масоны всё больше замазываются преступлениями. Выход из масонства, особенно с высоких степеней, живым не предусматривается. Одним из распространенных девизов масонства высших степеней является знаменитое «победить или умереть!»  В масонство есть только вход.

«Масонство - это перевоспитание взрослых человеков»

Огромное влияние оказало масонство и на европейскую культуру. Многие выдающиеся художники, архитекторы, музыканты, будучи членами этого общества, использовали его символику в своих творениях (Д. Неллер, В.А. Моцарт). В литературе оно вызвало подъем философско-этических произведений (сочинения К. Эккартсгаузена, Л. К. Сен-Мартена, Э. Сведенборга). Масонами были изобретатели (братья Монголофьеры), ученые (Д. Кейл, Л. Эйлер), философы (И.Г. Гердер, Ш.Л. Монтескье), т.е. люди, которые были маяками своего времени. Можно сказать, что европейское культурное наследие XVIII в. почти полностью создавалось «вольными каменщиками».
Официально масонство было учреждено в Лондоне в 1717 г. Впрочем, сами масонские ложи существовали в Англии, Германии и Франции задолго до этой даты — с XIV в. (возможно, и ранее) и представляли собой замкнутые средневековые строительные корпорации (гильдии, цеха, компании, товарищества). Улучшение их благосостояния совпало с расцветом готики в Западной Европе. Но ни в одной стране принцип ассоциации не был издавна так развит, как в Англии. Именно здесь, отмечали исследователи, «гильдии добивались иногда таких привилегий, что вызывали против себя жалобы городских властей». Постепенно значение строительных корпораций уменьшалось, что было связано с Реформацией, выступавшей против всех организаций церковного характера.
Как уже было подчеркнуто, многие просветители и яркие представители английской элиты способствовали не только укреплению авторитета франкмасонства в самой Англии, но и распространяли его учение в Европе. В свою очередь, просветители имели возможность знакомить большее число людей со своими взглядами, проводить лекции в ложах, издавать труды, наконец, много путешествовать, находя приют и внимание. Можно сказать, что масонство и Просвещение взаимообогащали друг друга.
С одной стороны, увеличивалось число лож и членов, а значит и поступления в масонскую казну, с другой стороны, развитие сети масонских лож в мире делало их мощной организацией, готовой сдерживать участившиеся с годами нападки на орден Ватикана и консервативной части общества. Англия была первой из европейских стран, порвавших с догматами католицизма. Масонство уже с первых своих шагов показало себя как сила, резко враждебная официальной католической церкви, и шире - ортодоксальному христианству вообще. Иначе, впрочем, и быть не могло, ибо современное масонство - прямое порождение еретического духа эпохи Реформации в Европе. Доказательством все возрастающей силы «вольных каменщиков» могут служить безрезультатные попытки антимасонских «разоблачений», папские буллы, инквизиция, правительственные запреты. Скорее, наоборот, они имели противоположный эффект, притягивая всеобщее внимание к масонству как к запретному плоду, который, известно, сладок.

«Достижение земного Эдема, Златого века, царства любви и истины»

Непосредственная задача масонского сообщества - троякого плана. Первая - сохранение и передача потомству так называемого тайного знания. Вторая - нравственное очищение, прежде всего братьев по ордену, конечно, а в принципе и всего человечества. Третья же и конечная цель братства - достижение человечеством «Златого века Астреи», века мира, счастья и процветания на земле. Масонство давало братьям известную систему, определенное миросозерцание, и призывало их к усиленной работе над собственной личностью. В этом, собственно, и заключался главный секрет его успеха.
Следует подчеркнуть, что основными, базовыми степенями масонства являются только первые три: ученик, подмастерье (товарищ) и мастер. Все остальное - только последующая надстройка над ними, когда еще в 1730-е - 1740-е годы простое трехстепенное иоанновское масонство стало дополняться так называемыми рыцарскими степенями, а возведение в них - сопровождаться пышными и торжественными обрядами.
«Что же такое масонство?» - вот вопрос, который разрешается различными исследователями различно. - Оно и религиозная секта всемирного охвата и всесторонней веротерпимости. Оно и тонкое, тайное философское, чуть ли не научное символическое учение с притязаниями на всесветное значение. Оно и кодекс общей какой-то совершенной морали, особого гуманистического склада, поэтического настроения и поэтического строя. Оно - и гражданская социальная организация, не признающая никаких политических, этнографических и географических границ. Оно, наконец, - тайное внегосударственное, политико-обобщающее, скрытое правительство, входящее во все государства и исподтишка, подпольно (и надпотолочно и застенно - если можно так выразиться). Весь теперешний человек, его тело, его душа, его дух - всякое общество: семейное, сословное, державное объединение и все человечество вкупе, - все учение, все общественные учреждения, все религии окутываются каким-то неведомым, тайным, скрытным, темным (неизбежным, необходимым)… - и эта мистическая, оккультная сила носит общее и неопределенное название «масонство».

[small]Использованные материалы:
Источник №1
Источник №2
Источник №3
Источник №4
Источник №5

0

2

Вместо того, чтоб гнить в глуши,
Дыры латать, считать гроши,
Можно, пожалуй, шутки ради
Что-нибудь сделать от души.
Во изумленье стад земных,
Пастырей их и всех иных,
Скажем, начать с высот астральных,
Благо рукой подать до них.

   (Михаил Щербаков.)

Среди многих тайных союзов второй половины XVIII века особое внимание привлекал Орден золотых розенкрейцеров. Братство Розенкрейцеров (нем. Rosenkreuzer, англ. rosicrucians) - тайное общество «братьев Креста и Розы», основанное в Германии для занятий религиозными, оккультными и естественнонаучными опытами.
Розенкрейцерское течение представляет собой духовную традицию, в которую входило множество просвещённых людей цивилизованных стран. Алхимические теории и эзотерические доктрины в стиле тамплиеров были объединены в мистическое учение, которое сохранилось в истории как философия розенкрейцеров.
Розенкрейцерство стремилось к освобождению философской мысли из оков средневековых суеверий. Оно всецело отрекалось от колдовства и архаики, однако обращаясь к астральному миру, который стремилось подчинить своей воле. Управление духами и элементалами давало братьям возможность обладать знаниями разных уровней Вселенной, т.е. мыслить универсально, устремляя разум в Иные сферы.
Общество возникло на основе одной из мистических сект («Братство Розового Креста») под влиянием идей философа-мистика Якова Беме и теолога Иоганна Валентина Андреа. Членство в Братстве приписывается таким знаменитым людям, как Френсис Бэкон, Лейбниц, Декарт, Вольфганг Гете.
Наиболее раннее свидетельство существования розенкрейцеров в XVIII веке находят в изданном в 1710 году трактате Самуэля Рихтера (писавшего под псевдонимом Синсерус Ренатус) «Правдивое и полное описание философского камня Братства Ордена золотых розенкрейцеров и т. д.» В трактате разъяснялось, что философия должна позволить проникнуть в тайны природы и способствовать достижению земного счастья, а теософия розенкрейцеров призвана раскрыть тайны божества и вечной жизни.
Впервые розенкрейцеры открыто объявили о себе в 1757 году, когда во Франкфурте было создано Братство Золотых Розенкрейцеров (или Братство Злато-розового Креста). Именно в нем, как следует из антирозенкрейцерской публикации «Разоблаченный розенкрейцер» (1781) некоего «Магистра Пьянко», использовалась десятиступенчатая система посвящения, впоследствии заимствованная (с небольшими изменениями) Обществом Розенкрейцеров в Англии, Орденом Золотой Зари и Орденом Серебряной Звезды.

Согласно этой системе, Орден делится на 10 степеней:
- Zelator (Ревнитель)
- Juniores (Ученик);
-Theoricus (Теоретик);
- Practicus (Практик);
- Philosophus (Философ);
- Adeptus Minor (Младший Адепт);
- Adeptus Major (Старший Адепт);
- Adeptus Exemptus (Свободный Адепт);
- Magister (Магистр);
- Magus (Маг);
- Supreme Magus (Верховный Маг).

Во главе ордена стояли «император» и «вице-император» с неясными полномочиями. Члены ордена делились на семь классов. Как утверждалось, орден насчитывал 77 «магов», 2700 «верховных философов первого ранга», 3900 «высших философов второго ранга», 3000 «младших магов», 1000 «адептов», 1000 молодых членов ордена, не выполнявших самостоятельной работы, и наконец, неуказанное число недавно принятых новичков. С 1775 года управление ордена переместилось в Вену, а для Северной Германии центром союза стал Берлин.
Золотые розенкрейцеры активно участвовали в развитии тамплиерской легенды, в умножении количества степеней в масонских ложах, вербовали братьев в свои ряды и в 1777 году объявили себя высшей степенью масонского ордена.
70-е годы были временем быстрого возрастания численности и влияния Ордена золотых розенкрейцеров. Утверждали, что орден насчитывал свыше 5800 членов, поделённых на 9 степеней. Это были врачи, теологи, учёные, офицеры, представители дворянства и верхов буржуазии. 8 августа 1781 года в орден вступил под именем Ормезуса наследник прусского престола, через несколько лет ставший королём Фридрихом-Вильгельмом II (1788—1797 гг.)
Многие биографы Гёте считают, что он был принят в ряды розенкрейцеров. В «Тайнах» он писал: «Узрит тесно сплетёнными крест и розу тот, что присоединиться к розенкрейцерам». В «Годах ученья Вильгельма Мейстера» герой неожиданно обнаруживает, что его уже давно ведёт по жизненному пути неизвестное ему тайное общество. В старом замке, в часовне, скрытой от постороннего глаза, общество раскрывает ему свои тайны.
Предполагали, что и в «Волшебной флейте» Моцарта речь также идёт о таинствах розенкрейцеров.
В трактатах первой половины XVIII века, упоминавших о розенкрейцерах, сообщались взаимоисключающие сведения. В это время в германских государствах, особенно южных, действовало значительное число алхимиков; некоторые из них (что видно из названий опубликованных ими трактатов) именовали себя золотыми розенкрейцерами. Число их значительно возросло примерно с 1755 года во всей Германии, Австрии и в других владениях Габсбургов, а также в Польше. Это был период, когда происходило сближение между розенкрейцерами и масонами, жаждавшими приобщиться к загадочной таинственности алхимических опытов. В свою очередь алхимики, видимо, заимствовали у «шотландского» масонства его организационные формы.
Своих последователей розенкрейцеры привлекали обещаниями всяческих чудес и обеспечением земных благ. По всей Европе распускались слухи о том, что новый орден обладает истинной мудростью, разрешает все загадки бытия и в своих высших степенях обучает изготовлению камня мудрости. Розенкрейцеры не только не опровергали эти слухи, но открыто заявляли, что это так и есть на самом деле.
«Счастливый брат, — говорилось в одном розенкрейцеровском документе, — ты обладаешь всем, что может тебя осчастливить и временно, и навеки. Тебе без всякого понуждения повинуется послушная природа. Она отдает тебе свои силы. Ты обладаешь знаниями и могуществом, тебе разрешено снова извлечь наружу свет, обратившийся внутрь под налетом греха, снять всю накипь, освободить тело от всех его твердых оболочек, сделать его прозрачным и привести его к высшему совершенству». На заседаниях розенкрейцеров алхимия и оккультные науки соседствуют с каббалой и чтением отдельных книг Талмуда, признаваемого розенкрейцерами высшей мудростью человечества.
Слухи о том, что розенкрейцеры обладают высшей тайной и властью над миром духов, умением делать золото, привлекло в орден множество мошенников и авантюристов, а также обедневших представителей высшего света, желавших чудесным образом поправить свои дела.
Основная задача ордена состояла в борьбе против Христианства и в дискредитации духовных ценностей Нового Завета.
Уже вступление нового члена в Орден розенкрейцеров обставлялось воистину сатанинским ритуалом. Неофита символически умерщвляли, «очищали его дух» и «очищенным» возвращали к жизни. Затем вступающий в орден клялся соблюдать тайны розенкрейцеров (даже на исповеди) и одновременно обещал не иметь ни одной тайны от руководителей ордена, обязуясь сообщать им все известные ему секреты, т.е. превращался в осведомителя.
По поводу обязанности каждого члена организации розенкрейцеров быть осведомителем в ордене существовала специальная инструкция, в которой говорилось:
«Так как в мире не существует ни одной тайны природы, ни одной тайны истинного искусства, которая бы уже не была известна высшим чинам ордена, и, следовательно, такое сообщение может принести пользу не ордену, а одному только брату, делающему его, ибо не только его право собственности ничем не будет нарушено, но это поведет к его скорейшему преуспеянию в ордене и к лучшему употреблению его тайны, то ввиду этого нет никакого основания умалчивать о ней, в противном случае это свидетельствовало бы о преступном недоверии к ордену или о жалкой зависти, что недопустимо для розенкрейцеров». Директора кружков должны убедительно разъяснять это вновь поступающим братьям и вместе с тем предупреждать их, что от высших чинов ордена по самой природе их ничто не остается сокрытым и, следовательно, если бы они пожелали, то немедленно узнали бы, не обладает ли брат какой либо тайной, которой он не желает выдать.
Адепты обладали секретом философского камня и знали тайны превращения металлов в золото, но при этом учили, что это только аллегорические термины, составляющие истинную тайну человеческого возрождения через превращение «основных элементов» низшей человеческой природы в «золотую» субстанцию духовных и интеллектуальных возможностей.
Розенкрейцеров (или тех, кто выдавал себя за них) преследовали, но не очень активно и главным образом со стороны церкви, упрекавшей их в использовании «дьявольской» каббалистической символики и фаллической интерпретации креста. Впрочем, времена костров уже миновали, да и сами розенкрейцеры усиленно подчеркивали свою приверженность христианской вере. Свою роль в том, что масштаб репрессий по отношению к розенкрейцерам был заметно меньшим, чем по отношению к тамплиерам, сыграло и более последовательное желание Братства сохранить свои достижения в тайне. Точно известно, что к концу XVIII века Братство более не афишировало свою деятельность, окончательно уйдя в подполье.

[small]Использованные материалы:
Источник №1
Источник №2
Источник №3
Источник №4
Источник №5
Источник №6[/small]

0


Вы здесь » Тестовый форум » Читальный зал » Тайные общества